Фрагмент для ознакомления
2
С модернизацией Российской системы образования и внедрением новых компьютерных технологий в образовательный процесс компьютерные средства обучения стали пользоваться большим спросом.
Для начала разберемся, что же такое компьютерные средства обучения.
Компьютерные средства обучения - программные средства, отвечающие основным психолого-педагогическим и дидактическим принципам организации и функционирования образовательного процесса, использующие современные достижения наук (теории управления, психологии, педагогики, информатики и др.), реализующие часть функций педагога, предоставляющие обучающемуся возможности индивидуального разноуровневого и многоуровневого обучения, обеспечивающие интерактивное управление/направление познавательной деятельностью [1].
Электронный учебный курс - один из видов КСО.
ЭУК представляет собой обучающую программную систему, обеспечивающую непрерывный и полный процесс обучения. ЭУК представляет теоретический материал, предоставляет пользователю возможность обеспечения тренировочной учебной деятельности и контроля уровня полученных знаний. Другими словами, ЭУК позволяет обучающемуся самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный материал с применением компьютера.
Использование КСО в образовательном процессе позволяет решать многие дидактические задачи:
− обеспечить творческую и самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный и индивидуальный подход, обеспечить высокую информативность, оказывать помощь и консультацию;
− совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету;
− создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;
− продолжать разработку методик использования ИКТ на уроках;
− совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе
− широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
− обобщать и передавать опыт работы учителям своего образовательного учреждения, города.
ЭУК как и любое КСО выполняет свои функции. Проанализировав научную литературу авторов А.И. Башмакова [5] И.В. Роберта, выделим основные функции разрабатываемого нами ЭУК [23].
Таким образом, ЭУК «Генетика» должен выполнять следующие функции:
− обучающая;
− информационно-справочная;
− контролирующая;
− демонстрационная.
Обучающая функция предполагает под собой усвоение новых научных знаний, формирование умений и навыков [6].
Информационно-справочная функция осуществляется путем представления информации разных видов на экране. За счет осуществления объективного автоматизированного контроля (самоконтроля) знаний, выставления оценки результатов и диагностики ошибок осуществляется контролирующая функция.
Демонстрационная функция заключается в наглядном представлении изучаемого материала.
1.2 Требования, предъявляемые к разработке электронного учебного курса
Работа по созданию и разработке КСО является весьма сложной и трудоемкой. Это объясняется тем, что при разработке любого КСО, в том числе и ЭУК должны быть учтены ряд требований. И.В. Роберт в своем учебно-методическом пособии «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» выделяет следующие требования разработки [22]:
− педагогические (дидактические, методические);
− программно-технические;
− эргономические;
− эстетические;
− требования к оформлению документации.
В некоторых источниках эргономические и эстетические требования формулируют как дизайн-эргономические. Рассмотрим каждое требование более детально.
К дидактическим требованиям зачастую относят:
− компактное представление учебного материала, при этом текст должен быть максимально информативным, понятным;
− желательно использовать таблицы, схемы, рисунки, диаграммы и т.п. для большей наглядности и понятности;
− использование мультимедийных объектов (обучающие видеоролики, аудиозаписи, анимации и т.п.) для наилучшего понимания и восприятия учебного материала.
Методические требования предполагают необходимость:
− учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета;
− предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей;
− реализации современных методов обработки информации [1].
Программно-технические требования обеспечивают устойчивость к некорректным и ошибочным действиям пользователя, минимизации времени на использование и эффективности применения ЭУК [15].
При разработке ЭУК дизайн-эргономические требования играют не малую роль [7]. К дизайн-эргономическим требованиям относятся требования по выбору организации текста, шрифта, цвета фона, грамотной структуризации учебного материала и т.п. согласно дизайн-эргономическим требованиям:
− в тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые нужны для «остановки» и осмысления;
− для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов – «большой»;
− текст должен быть выровнен по ширине;
− необходимо соблюдать единообразие при выделении терминов и понятий;
− краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра;
− при использовании в одном абзаце нескольких смысловых перечислений подряд следует применять разные маркеры;
− размер и стиль шрифта должны быть выбраны таким, чтобы чтение текста при заданном разрешении экрана не было утомительным. Для лучшего зрительного восприятия необходимо использовать отступы текста от границ экрана и других элементов оформления.
Наиболее оптимальным способом правильной подборки цветов является подбор цветовой пары текст-фон. Для цвета основного текста все же лучше подходит универсальный черный, хотя возможны и (темно-коричневый, темно-синий и т.д.). Для фона следует выбирать мягкие пастельные тона.
Фрагмент для ознакомления
3
4 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алламбергенова М. Х. Методика использования интерактивных учебных комплексов / М.Х Алламбергенова. − Молодой ученый, 2018. — №8. Т. 2. — С. 142-145.
2. Аллатова, И. В. Новые информационные технологии в обучении / И.В. Аллатова. – М.: Изд. МГПУ, 2016. – 318 с.
3. Ахундова, Э. М. Генетика : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.М.Ахундова.– М.: Изд − во ВЛАДОС, 2016. – 231с.
4. Багоцкий, С. В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей / С. В. Багоцкий // М.:МИОО – 2016. – С.129. – Режим доступа : URL : https://vk.com/wall-122238789_635 (дата обращения 13.03.2021).
5. Башмаков, А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. / И.А. Башмаков − М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2018. −616с.
6. Беспалько, В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. / В.П. Беспалько – М.: Изд. Московского психолого-социального института, 2018. – 352 с.
7. Вымятнин, В. М. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки / В.М. Вымятнин, В.П. Демкин, Г.В. Можаева, Т.В. Руденко −,
© Томский государственный университет, 2003
8. Дырдина, Е. В. Информационно − коммуникационные технологии в компетентностно − ориентированном образовании: учебно − методическое пособие / Е.В. Дырдина − Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. −227с.
9. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 3-е изд. / И.Г. Захарова – М.: «Академия», 2007. – 192 с.
10. Зимина, О. В. Печатные и электронные учебники в современном высшем образовании: Теория, методика, практика./ О.В. Зимина − М.: «МЭИ», 2016. – 167 с.
11. Ильина, М. А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе. − Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» / М.А. Ильина – [Электронный ресурс] − Режим доступа : http://journal.kuzspa.ru/articles/87/. − 10.04.2022.
12. Мац А. Н., Рохлин О.В.. Эфроимсон В.П. Генетические проблемы гистонесовместимости при трансплантации органов и тканей у человека. М., 2018
13. Картель, Н. Генетика. Энциклопедический словарь / Н. Карель, Е. Макеева, А. МЕЗЕНКО // Белорусская наука – 2011.– С.992.
14. Красильникова, В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. / В.А. Красильникова − Оренбургский гос. ун − т − 2-е издание перераб. и допол. − Оренбург: ОГУ, 2018. − 291 с.
15. Красильникова, В.А. Теории и технологии компьютерного обучения и тестирования / В.А.Красильникова − Москва: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. −339 с.
16. Красильникова, В.А. /Электронный курс лекций. //OSU − MOODLE «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Режим доступа : http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm. − 10.04.2022.
17. Краснова, Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г.А. Краснова. − М. : МГИУ, 2003. − 223с.
18. Новосельцев, С. А. Мультимедиа в трех измерениях / С.А. Новосельцев // Вып. 9: научная статья – М.: КомпьютерПресс, 2012. − № 9. С. 71-76.
19. Михалищева, М. А. Использование электронных учебных пособий в учреждениях профессионального образования / М. А. Михалищева, С. В. Турукина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2018
20. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (в редакции от 24.05.2000) задачников — [Электронный ресурс] — Режим доступа : http://linux.nist.fss.ru/hr/doc/ok/okp1.htm. − 10.04.2022.
21. Пискунова, А. И. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: учебное пособие для педагогических учебных заведений. / А.И. Пискунова − М.: Эфесс, 2007. − 496 с.
22. Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно − методическое пособие / И.В. Роберт, С.В. Панюкова, А.А. Кузнецов, А.Ю. Кравцова; под ред. И.В. Роберт. − М.: Дрофа, 2018. – 312 с.
23. Роберт, И. В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. − 69 с.
24. Рохлов, В. С. ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов /. В. С. Рохлов,. Н. В. Котикова, В. Б. Саленко, А. А. Максимов // М.: Издательство «Национальное образование». – 2018. – С. 368.
25. Соловов, А. В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология / А.В. Соловов − Самара: «Новая техника», 2006. – 464 с.
26. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий / Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. [и др.]. − Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002. — 86с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v17559/. − 29.10.2016.
27. Технологии создания электронных учебников и задачников − [Электронный ресурс] − Режим доступа: http://www.edu.kspu.ru/file.php/1/hrestomatia/. − 26.11. 2016.
28. Требования к электронному пособию — [Электронный ресурс] − Режим доступа : http://www.goounpopu30.ru/docs/Trebovanija_k_elektronnomu_posobiju.pdf. − 15.04. 2022.
29. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека. В 3-х т. М.: Мир, 1989.
30. Шевченко В. А., Топорнина Н. А., Стволинская Н. С. Генетика человека. Учебник для студентов вузов. М., 2018